Главная » Статьи » Мои статьи

Виды резьбы XI - XVIII веков

Виды резьбы XI - XVIII веков


Все многообразие резьбы по дереву можно разделить на 5 видов: плосковыямчатая, рельефная, прорезная, плоскорельефная и скульптурная. Основным критерием, по котором)' производят это деление, является расположение орнамента относительно поверхности изделия или фона, а также сквозная выборка фона (его отсутствие). Эти виды, в свою очередь, имеют свои направления и разновидности.
При изготовлении резных изделий из дерева обычно комбинируют несколько видов резьбы. Часто в работах сочетаются рельефная и плосковыямчатая, плоскорельефная и плосковыемчатая, рельефная и плоскорельефная виды резьбы и т.д.

Нередко свое название резьба получаст по месту ее использования: церковная, домовая, корабельная. А каждый из этих видов может включать в себя все ее разновидности: плоскорельефную домовую резьбу, объемную корабельную и т. п.

Плосковыемчатая резьба

Углубленное, вогнутое изображение орнамента относительно обрабатываемой поверхности или фона. Плосковыемчатая резьба бывает: контурная, скобчатая и геометрическая.

Контурная резьба (контурное гравирование)

Резьбу можно выполнять узкой полукруглой стамеской, стамеской-уголком, церазиком, и ножом-косяком. По контуру орнамента выбирают желобок глубиной 0,5-3,0 мм. Чаще всего эту резьбу выполняют по тонированной поверхности изделия.

Скобчатая (ногтевидная) резьба

Резьбу выполняют полукруглыми стамесками различного диаметра. Имеет вид полукруглых углублений на поверхности изделия. Наиболее часто используется как отделка на плоскорельефной и прорезной видах резьбы.

Геометрическая (трехгранновыемчатая, клиновидная) резьба

Это один из самых древних и распространенных видов резьбы по дереву в силу своей простоты и возможности выполнения единственным инструментом -резцом со скошенной режущей кромкой, так называемым ножом-косяком. Ее выполняют в виде различных выемок, образующих на плоскости геометрические фигуры. Основным элементом геометрической выемчатой резьбы является трехгранник с прямыми, вогнутыми или выпуклыми сторонами, грани которого образуют пирамиду, опрокинутую вершиной вниз; отсюда и название - трехгранно-выемчатая резьба, а также двухгранные, четырехгранные и многогранные выемки с прямыми и изогнутыми сторонами.

Все эти отдельные двухгранные, трехгранные, четырехгранные и многогранные элементы могут быть различного размера с прямыми и изогнутыми сторонами, что уже создает огромное разнообразие геометрических форм, а сочетания и повторения этих отдельных элементов создают поистине неисчислимое количество вариантов орнаментов, которые получили следующие названия: "глазки", "бусины", "витейка", "змейка", "сиянья", "соты", "лесенка", "звездочки", "розетки", "сколыши", "цепочка" и т.п.

Описанные выше элементы геометрической резьбы как по отдельности, так и в сочетании друг с другом могут служить украшением различных изделий.

Разновидностью отделки поверхностей граней треугольников и многогранников является геометрическая резьба "паутинка". В книге Н.С. Степанова "Резьбы очарование" она упоминается как "морщинистая резьба". В других литературных источниках и в лексиконе резчиков она называется "насечки" или "морщинки".

Ее особенностью является наличие насечек и желобков на поверхности уже выполненного мотива или орнамента. Каждая "морщинка" представляет собой остроугольный желобок, исходящий из центральной самой глубокой точки. От центра этот желобок с еле заметной линии переходит во все более расширяющуюся канавку, достигающую наибольшей ширины и глубины у внешнего конца луча. Количество таких "морщинок" может быть произвольным, и выполняют их из различных вершин плоскостей треугольников, составляющих пирамиду.

"Морщинки" можно нанести на всю поверхность или украсить ими отдельные участки орнамента. Целесообразнее и проще выполнять их на крупных элементах.
Одним из способов (приемов) геометрической резьбы является "маховая" резьба. Это крупная или мелкая, но всегда исполняемая начисто без предварительной надрезки резьба. Ее выполнение требует большего навыка, нежели другие виды геометрической резьбы.

Рельефная резьба (барельефная и горельефная)

Рельефный декор играет ведущую роль в архитектуре, где самыми распространенными являются лепные украшения. В декоративно-прикладном искусстве рельефную резьбу используют довольно широко. Ее применяют при отделке деревянных панно, дверей, стен, рам, карнизов, полочек, резной мебели, различных предметов домашней утвари, всевозможных шкатулок, ларцов и женских украшений.

Особенностью рельефной резьбы является выступающий, возвышающийся над плоскостью изображения выпуклый орнамент.

Резьба подразделяется на барельефную и горельефную.

Барельефная резьба

Это резьба, фигуры рельефа которой выступают над плоскостью фона или соседними элементами орнамента до половины собственного объема.

Горельефная резьба

Это резьба, фигуры рельефа которой выступают над плоскостью фона или соседними элементами орнамента более, чем на половину собственного объема.
Для рельефной резьбы характерна глубокая выборка фона в сравнении с другими видами резьбы и детальная проработка элементов до скульптурных форм. Резьбу и выборку фона можно выполнять с помощью обычного набора инструментов, что требует дополнительных физических усилий.
После выборки фона следует проработать основные планы внутри рисунка, смоделировать и отработать фигуры людей, птиц, животных, переплетения растительного орнамента, формы веточек и листьев, их высоту над фоном и но отношению друг к другу. Все это необходимо сделать до окончательной отделки поверхности штрихами, жилками, насечками и т.п.
Следует отметить, что работать нужно равномерно над всем орнаментом, не увлекаясь проработкой отдельного участка, оставляя нетронутыми соседние. Это правило распространяется на все стадии обработки - выборку фона, формирование основных планов, фигур, форм и на окончательную отделку (насечки, штрихи, скобки и т.д.).

Прорезная резьба

Резьба, в которой удален материал по границам контура заданного рисунка, а также со сквозными прорезями внутри орнамента. Этот вид резьбы условно можно разделить на три разновидности: сквозную, ажурную и накладную.

Простая сквозная резьба

Резьба, в местах фона которой материал полностью удален. Сам орнамент можно далее не обрабатывать, оставляя его одной толщины (например, доски с прорезным орнаментом и наличники).

Ажурная резьба

Ажурной называют резьбу, выполненную аналогично вышеописанной, но края орнамента которой дополнительно обработаны (скруглены, заовалены), а поверхность украшена плосковыемчатой и рельефной резьбой.

Накладная резьба

Состоит из отдельных элементов, резных фигур с контурными и сквозными прорезями, в которых рисунок обработан только с лицевой стороны. В остальном эта разновидность резьбы подобна ажурной резьбе. Изделия, выполненные с помощью накладной резьбы, обычно используют для отделки поверхности мебели, дверей и рам: наклеивают на их поверхность.

Применение всех разновидностей прорезной резьбы очень широкое: домашняя утварь, карнизы, накладки, рамы, наличники, причелины, мебель. Основные мотивы - растительный и геометрический.

Плоскорельефная резьба

Один из наиболее распространенных видов резьбы по дереву. Резьба невысокого, плоского рельефа орнамента. Ее выполняют так, чтобы фон вокруг всего рисунка был срезан или полностью удален на глубину 5-7 мм.

В плоскорельефной резьбе изображение принимает объемные формы, сохраняя одинаковую высоту большинства выступающих плоскостей или отдельных граней при одинаковой глубине основного фона.

Плоскости орнамента, в свою очередь, могут быть отделаны выемками, насечками, скруглением граней и стать: вогнутыми, частично прямыми или выпуклыми.
В технике плоскорельефной резьбы в стилизованном или реалистичном виде изображают растительный орнамент, птиц, животных и фигуры людей.
Плоскорельефная резьба может быть выполнена с различными фонами: заоваленным, подушечным, выбранным, подобранным и поднутренным.

Плоскорельефная резьба с заова-ленным фоном (контуром)

Для се выполнения по контуру рисунка вырезают канавки, в этом она сходна с контурной резьбой. Различие состоит в том, что в последующем контуры рисунка заоваливают (скругляют), как со стороны орнамента, так и со стороны фона.

На первом этапе делают надрез ножом-косяком по контуру рисунка. На закруглениях рисунка надрезы выполняют полукруглыми стамесками соответствующего профиля, а при определенном навыке - частью лезвия. Например, если линия изгиба рисунка круче радиуса стамески, то операцию можно выполнить уголком отлогой стамески, проворачивая стамеску вокруг ее оси.

Затем снимают фон вокруг рисунка тем же ножом или плоской стамеской с наклоном к плоскости заготовки под углом 30° и скругляют его при следующих проходах ножом-косяком или стамесками на поворотах рисунка.
Со стороны изображения орнамента контур следует заоваливать круче, со стороны фона - отлого, тогда рисунок будет смотреться более выпуклым. После заова-ливания с помощью резцов возможно шлифование шкуркой. Эти приемы характерны для кудринской резьбы.

Плоскорельефная резьба с подобранным фоном

Резьбу с подобранным фоном на первом этапе выполняют аналогично плоскорельефной с заоваленным фоном с той разницей, что фон вокруг орнамента снимают с одним выбранным для всего изделия углом наклона к плоскости заготовки (30-45°) и далее не обрабатывают (не скругляют) режущим инструментом и не шкурят.

Этот способ будет подробно рассмотрен в разделе технологии резьбы.

Плоскорельефная резьба с подушечным фоном

Резьба с подушечным фоном - это разновидность резьбы с заоваленным контуром. А отличается она тем, что фон нигде не остается плоским и может быть ниже плоскости орнамента изделия. Технология исполнения аналогична резьбе с заоваленным контуром.

Плоскорельефная резьба с выбранным и поднутренным фоном

Отличается от других видов тем, что вокруг оконтуренного рисунка выбирают углубления, в результате чего изображение возвышается над фоном на различную высоту (обычно на 5-7 мм) в зависимости от замысла, заготовки и других особенностей.

Примером плоскорельефной резьбы с выбранным фоном могут служить изделия кудринской резьбы.
Плоскорельефная резьба с выбранным фоном в одном изделии часто переходит в рельефную и четких определений давать не стоит, так как чаще всего используются комбинированные виды резьбы. При составлении рисунка следует хорошо продумать будущее изображение в местах пересечения элементов растительного орнамента, а также сопряжение отдельных частей фигур людей и животных на разных уровнях; и чем их больше, тем сложнее все предусмотреть и представить в объеме готовое изображение. Для выполнения подобной работы требуются навыки, которые закрепляются со временем при изготовлении изделий с постепенным набором сложности.
Выборку фона начинают с надреза контура рисунка ножом-косяком или богородским ножом с наклоном 60-85° к плоскости изделия. Кончик ножа-косяка должен быть направлен от рисунка. Надрезав контур рисунка но всему периметру, приступают к выборке фона, которую выполняют разными инструментами: ножом-косяком или полукруглыми и отлогими стамесками. Зачищают и выравнивают фон плоскими стамесками или клюкарзами и ножом-косяком.
Выбирать фон следует аккуратно, чтобы не повредить края орнамента. Полностью выбрав фон, переходят к проработке форм рисунка - переплетениям растительного орнамента и деталям фигур.
Резьба с поднутренным фоном отличается от резьбы с выбранным фоном тем, что в первом случае материал частично удаляют из-под возвышающегося над фоном орнамента под определенным углом.
Края орнамента могут быть заовалены или подрезаны (поднутрены).

Фон отделывают по-разному. Его можно сделать ровным и гладким, что требует тщательной отделки, либо обработать чеканом или пуансоном. С этой же целью можно использовать бор от бормашины. Фон можно оставить и со следами (порезками) обработки от полукруглой стамески.

Скульптурная резьба

Это объемное изображение без фона. Отличительным признаком скульптуры является возможность обозрения ее со всех сторон. Данный вид резьбы называют еще круглой скульптурой.

Народная скульптурная резьба широко применялась в деревянном зодчестве. Концы бревен крыши (князьки) нередко делали в виде голов коней и птиц. В мебели и интерьере классических стилей скульптурная резьба пышно украшает различные изделия: часы, ножки столов, кресел и т. д.
Народная скульптурная резьба малых форм: игрушки, сувениры, домашняя утварь в виде птиц и зверей - в настоящее время возрождает свою популярность.
В данном разделе книги из пяти видов резьбы наиболее детально были рассмотрены только два: плосковыемчатая (в частности, геометрическая) и плоскорельефная. Это связано с тем, что в последующих разделах книги будут рассмотрены приемы выполнения элементов плосковыемчатой (геометрической и скобчатой), плоскорельефной и рельефной видов резьбы. Это же касается и описания особенностей древесины, инструментов и других аспектов.

Основы мастерства резчика по дереву
Категория: Мои статьи | Добавил: Aleksmaster (13.01.2013) | Автор: Алексей
Просмотров: 1280 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]