Главная » Статьи » Мои статьи

Журнал Резьба по дереву (часть 1)

Резьба по дереву

ВВЕДЕНИЕ

Нет такого народа, у которого не был бы окружен почетом мастер. Руки умельцев веками строгали, ковали, лепили, резали... Много создали они нужного в хозяйстве, но, кроме удобства и прочности, человек всегда ценил и красоту.
Умение сделать вещь не только добротной, но и радующей владельца своим видом в век поточного производства и станков- роботов не под силу никому, кроме все того же мастера с верным глазом и золотыми руками. Ручная работа ценится высоко, и далеко не каждый может украсить свое жилье изделием профессионального кузнеца-художника или резчика по дереву. Однако то, что сделано руками одного человека, может повторить и другой. Конечно же, речь идет не о бесценных шедеврах; но и вы наверняка сможете назвать хотя-бы одного-двух знакомых, которые в свободное время вырезают, выжигают чеканят, выпиливают различные поделки для себя, для друзей, а кое-что и на продажу. Если вы взяли в руки нашу книгу, значит, хотели бы ли сами попробовать создать что-нибудь красивое. Не огорчайтесь, если на первых порах получится не совсем то, что задумано. Пробуйте, работайте, набирайте опыт!
Пожалуй, самый "русский" материал - дерево. Без единого гвоздя, топором и другими нехитрыми инструментами наши предки строили дома и крепости, вырезали посуду и узорчатые украшения. Изготовлению деревянных изделий посвящен первый раздел книги.
Но для того, чтобы своими руками сделать что-то особенное, необязательно идти в лес и валить деревья. Вы можете просто нарезать ивовых прутьев или содрать с поваленной березы бересту. Даже обычная солома может приобрести необычайную красоту. Наградой за все усилия будет удовольствие от сделанной вещицы.
Лес позволял человеку делать практически все: строить дома, культовые здания, сооружать высокие крепостные стены и целые дворцы. На конек крыши традиционно ставилась.
деревянная фигурка коня или птицы, чаще всего петуха. Домашняя утварь вплоть до нашего века преимущественно была деревянной, ручки которой всегда украшались резьбой и красками. Несмотря на простоту исполнения и незатейливые формы, вся домашняя посуда поражает нас своей гармонией и изяществом. В музеях и частных коллекциях она призвана отражать свое время, показывать божественное мастерство древних умельцев,- которые смогли прочувствовать душу дерева.
Раскопки древнейших поселений и научные исследования свидетельствуют о развитом искусстве обработки древесины в ХI-ХII веках. Известно, что в это время использовали не только ножи, топоры, молотки и пилы, но и стамески разных профилей, сверла, долота. В раскопках, относящихся к ХIII веку, уже встречаются предметы, изготовленные на лобзиковом и токарном станках. Немногими веками позднее возникла мода украшать резьбой различные деревянные постройки. Одним из ярких примеров является оставшийся только на рисунках великолепный дворец в селе Коломенском (Подмосковье).
Не всегда искусство резьбы по дереву было в почете. Периоды повального спроса всегда сменялись периодами упадка. Так, например, наиболее тяжелый кризис разразился в искусстве резьбы по дереву во второй половине ХIХ века, он был вызван бурным развитием фабричного производства в России. Эти перемены коснулись даже села, где самодельная утварь и посуда заменялись готовыми фабричными изделиями.
Все больше в городах стало появляться каменных построек, которые вытеснили деревянную архитектуру. Все меньше в домах оставалось резной деревянной мебели, различных ларцов и шкатулок, которые постепенно выходили из моды.
Многие резчики оставили свое ремесло и ушли на фабрики и заводы. Из-за падения цен на резные деревянные изделия оставшиеся мастера были вынуждены вырезать и вытачивать как можно больше продукции, отчего качество резьбы стало резко падать. Снижение количества резных изделий было вызвано еще и гибелью многих талантливых резчиков на полях Первой мировой войны.
В период нэпа советским правительством был принят ряд декретов, направленных на восстановление народных промыслов. Это вызвало появление художественных артелей и товариществ. Такая политика позволила резьбе по дереву подняться в 1930-е годы на прежний уровень. Работы российских мастеров стали распространяться на внешнем и внутреннем рынках.
Великая Отечественная война нанесла большой урон восстановившемуся промыслу. Но после войны искусство резьбы по дереву вновь стало возрождаться и достигло успехов.
И сегодня традиционное народное искусство продолжает жить. Наибольшее применение оно находит в изготовлении сувениров. С каждым годом число любителей резьюы по дереву увеличивается. Главная причина такой популярности прежде всего в том, что этот поделочный материал позволяет мастерам в полной мере проявить себя, свой художественный вкус. Не стоит только забывать о чувстве меры и соблюдения пропорционального соотношения орнамента изделия. Основная прелесть резной вещи заключается не в изобилии деталей, а в гармоническом их сочетании, которого можно достичь лишь практикой. До сих пор древесина рассматривается как наиболее выразительный и привлекательный материал, который дает мастеру огромные возможности для воплощения своих художественных замыслов. Древесина проста и удобна для обработки, поэтому даже начинающий резчик может изготовить в домашних условиях разнообразные поделки. Для выполнения несложных, но изящных поделок вам не потребуется каких-то специальных дорогостоящих приспособлений. Даже обычными инструментами можно создать вещицы самых разнообразных размеров и форм.
Более того, деревянные изделия способствуют созданию уюта в доме, напоминают о природе и лесе, согревают человеческую душу теплом, которое идет непосредственно от самого дерева.

Что именно придется вам по вкусу, к чему потянутся душа и руки - решать вам. Мы же можем лишь пожелать пройти весь непростой, но увлекательный путь - от новичка до мастера.

ЧАСТЬ 1. ИСКУССТВО ОБРАБОТКИ ДРЕВЕСИНЫ


Испокон веков дерево сопровождает человека на его жизненном пути. Это одно из совершенных созданий природы, которое обожествляли, олицетворяли, одухотворяли. С первых шагов своего развития человек начал использовать доступные ему природные материалы, одним из которых было дерево.
Самая простая палка, подобранная или выломанная человеком , стала первым орудием труда. При помощи нее человек научился сбивать плоды с деревьев, выкапывать из земли различные корнеплоды, забивать животных. По всей вероятности, она выполняла и роль календаря, а первые насечки на ней впоследствии превратились в то самое искусство, которое принято называть резьбой по дереву.
На протяжении тысячелетий лес служил человеку. Здесь он охотился, здесь он впервые научился земледелию, здесь он находил убежище от зверей и восполнял свои силы. Лес до сих пор дает человеку богатейшую силу фантазии и художественного восприятия мира Немало найдется писателей, поэтов, художников и композиторов, которые черпали и черпают свое вдохновение из бездонных кладовых леса. А что уж говорить о народных мастерах, чье творчество буквально пропитано духом леса.
Принося частичку леса к себе в дом, человек не только стремится как-то приспособить ее, сделать полезной, но и украсить свой дом. Кроме того, дерево - наиболее податливый материал, из которого можно сделать многое: от простой ложки до самолета.


Глава 1 Инструменты и материалы


Для того чтобы работать с древесиной, нужно иметь специальные инструменты. Ниже приведем краткий перечень необходимых для резьбы инструментов.


Инструменты
Для работы с деревом вам не потребуются какие-нибудь дорогостоящие инструменты. Прежде всего вам необходимо обзавестись ножом-косяком, различными скошенными стамесками, .тисками среднего размера, обычным молотком, плоскогубцами, электродрелью со шлифовальным диском из наждачной бумаги, набором сверл, обычной ножовкой, различными типами шкурки (от мелкой до грубой), напильниками и надфилями, а также брусками, на которых будет располагаться ваша заготовка.


Нож-косяк

Рис. 1 Нож-косяк


Особенностью этого ножа является его скошенное лёзвие (рис. 1). Есть и еще одно название - сапожный нож, потому что он используется и в сапожном ремесле. Лезвие может быть скошено под разным углом: - от 30 до 45°. Ширина полотна ножа также варьируется от 4-5 мм до 40-50 мм. Также различаются ножи по фаске: у одних фаска снята с обеих сторон полотна; а у других только с одной. В зависимости от стороны, с которой снята фаска, использование однофазных ножей различно. Однофазные ножи более специфичны и удобны для работы левой и правой руками в зависимости от резьбы и для рельефного прорезания древесины с учетом того, с какой стороны должна быть фаска. Двухфасные ножи более универсальны и предназначены для простого разрезания и других специфичных операций.


 

Прямая стамеска

Рис.2 Прямая стамеска


Для резьбы по дереву используются прямые стамески, которые различны по ширине полотна (рис. 2). В зависимости от назначения ширина полотна может быть от 3-5 мм до 55-60 мм. Наиболее распространенные полотна не выходят за границы 7-30 мм. Толщина полотна также может быть различной - от 1 мм до 5-7 мм в зависимости от ширины полотна. Толщина самой фаски варьируется от 5 мм до 15 мм. Прямые стамески, как правило, только однофазные. Прямые стамески используются для вырезания углублений различной формы, выравнивания плоскости поверхности.


Долото

Рис. 3 Долото

Часто бывает, что прямые стамески путают с другим, очень похожим на них инструментом - долотом (рис 3). Внешне они действительно похожи, но различие заключается в их использовании .
Долото - долбежный инструмент и используется только в комплексе с деревянным молотком - киянкой. Это более массивный и крупный инструмент и, соответственно, предназначен для более грубой работы .


Полукруглые стамески

Более специфичными для резьбы по дереву представляются полукруглые стамески (рис 4). Они необходимы там, где нужно сделать углубление полукруглого или плавные линии, которые с помощью прямых стамесок сделать невозможно. Основное различие между полукруглыми стамесками состоит в ширине полотнам и в радиусе его окружности, а также в величине радиуса: чем меньше радиус, тем больше глубина данной стамески. В зависимости от этого полукруглые стамески делятся на крутые, отлогие и глубокие, или церазики. Для начинающего резчика достаточно иметь 2 полукруглые стамески с шириной полотна примерно 10-12 мм, одна из которых должна крутой, а другая - отлогой. Крутую стамеску используют для удаления древесины и выборки углублений. Отлогая стамеска необходима для обрезания контуров фигур в орнаменте.

Рис. 4 Полукруглые стамески
Рис. 5. Угловые стамески

Угловые стамески


Различия между угловыми стамесками заключаются в ширине полотна и величине непосредственно самого угла (рис. 5). Угол стамески может колебаться от 45 до 90 градусов. Основное использование угловых стамесок сводится к выборке углублений и нанесению контура первоначального рисунка по линиям карандаша, которые при работе быстро затираются и становятся незаметными.


Стамески -клюкарзы

 
Рис. 6. Стамески-клюкарзы  


Существует еще одна разновидность стамесок, которые называются клюкарзами (рис. 6). Такие стамески делятся на несколько видов: прямые, полукруглые и угольные. От других стамесок они отличаются изогнутой формой полотна. Также различие заключается в ширине полотна. Полукруглые клюкарзы еще различаются по радиусу, а угловые - по величине угла. Немаловажными представляются характер и величина изгиба. Основное использование таких стамесок сводится к выборке древесины в труднодоступных местах или на достаточно большой глубине- там, где невозможно использовать обычную стамеску. Для резьбы по дереву необходимо несколько узких клюкарз: прямая, глубокая, полукруглая и угольная.
Инструмент для резьбы довольно редко встречается в магазинах, поэтому большинство мастеров изготавливают все, что нужно для резьбы, самостоятельно. В домашних условиях наиболее легким представляется изготовление инструмента для резьбы по дереву из стандартных промышленных стамесок.
Полукруглые и угловые стамески можно изготовить из стандартных стамесок с шириной полотна 4, 6, 8, 10, 12 и 16 мм. Для этого на газовой горелке или паяльной лампой отожгите конец полотна стандартной стамески, а затем медленно охладите. Теперь крепко зажмите в тиски полученную заготовку и отпилите ножовкой по металлу само острие промышленной стамески. Затем круглым напильником на полотне заготовки проточите желоб необходимого размера, после чего обычным плоским напильником обточите полотно с другой стороны.
Угловая стамеска в домашних условиях делается практически так же, как и полукруглая. Различия касаются только профиля. Стамеску сделать дома намного сложнее, но все-таки можно. Для этого возьмите простую полукруглую или угловую стамеску, снимите рукоять, нагрейте стамеску докрасна и на наковальне или щипцами сделайте нужный изгиб. После этого снова закалите металл и насадите на рукоять.
После того как вы сделали нужную вам форму стамески, необходимо заготовку наточить. Сначала стамеску следует наточить на точильном круге, а затем подправить на оселке, который специально подбирается под профиль стамески. После заточки и правки инструмента сделайте пробную резку, которая позволит вам проверить, насколько наточен инструмент. При работе с острым инструментом во избежание несчастных случаев необходимо соблюдать меры предосторожности. Еще одно правило заключается в том, что необходимо хорошо закреплять заготовку во время работы, а не использовать руку в качестве фиксатора. При работе старайтесь направлять движение инструмента от себя, а не на себя.


Материалы

Особый отпечаток на развитие искусства обработки дерева и изготовления из него различных поделок наложило географическое положение России. Наша страна всегда славилась своими лесами. Именно здесь на протяжении многих веков формировались и расцветали самые разнообразные ремесла, среди которых можно назвать художественную резьбу, мозаику и плетение. Именно здесь, в России, высоко развита культура обработки дерева. Человек не только учился обрабатывать древесину, но и старался всячески украсить получившееся произведение. Безусловно, здесь отразилась простая человеческая тяга к прекрасному.

Для того чтобы задуманное изделие максимально подчеркивало текстурный рисунок древесины и не противоречило ему, необходимо изучить его. Для этого выбранный вами деревянный брусок нужно разрезать по трем направлениям: под углом в 45 градусов вдоль и поперек волокон. Угловой разрез даст текстурный рисунок в виде параллельных линий. Разрез вдоль волокон: покажет вертикальные линии волокон (рис. 7). Поперечный разрез дает конусообразное расположение волокон, которые представляют собой годичные кольца (рис. 8).

Рис. 7. Вертикальные линии волокон
Рис. 8. Конусообразное расположение волокон

В зависимости от текстурного рисунка можно правильно расположить уже задуманный рисунок или придумать композицию, которая способствовала бы подчеркиванию красоты текстуры. Чем сложнее текстура древесины, тем красивее можно создать рисунок, и композиция будет выглядеть богаче.


Все древесные породы принято разделять на две группы: ядровые и заболонные, или безъядерные. Такую характеристику древесины можно дать только при поперечном разрезе. Центр с ядровых пород дерева имеет темную окраску. Здесь расположен более мягкий слой древесины. Центр ствола безъядерных древесных пород не отличается по цвету от основной части ствола, заболони, и имеет такую же плотность расположения древесных клеток. По сути дела, ядро, здесь отсутствует.
В группу ядровых древесных пород можно отнести все хвойные породы, например, сосну, лиственницу, ель, тис, кедр, а также и некоторые лиственные породы - такие, как дуб ясень и тополь. К безъядерным породам относят большинство лиственных пород: березу, граб, клен, ольху. Кроме текстурного рисунка, существенным фактором, влияющим на создание композиции, является макроструктура дерева. В основном, она представлена годичными кольцами и сердцевидными сосудами. Сюда же входят и различные сучки, наросты и не-развившиеся побеги-глазки, отклоняющие годичные кольца и образующие свилеватости.
Наиболее интересной представляется текстура древесных пород с ярко выраженной макроструктурой, т. е. с четко различающимися годичными кольцами, горизонтальными и вертикальными сосудами. К таким породам можно отнести все хвойные породы, граб, дуб бук, ильм и некоторые другие.


Наиболее богатый и оригинальный текстурный рисунок можно получить при срезе шейки корня и на месте крупного сучка или необычного нароста на стволе.


Организация рабочего места
Для того чтобы ваше изделие удалось, недостаточно иметь талант, опыт и хорошие инструменты. Нужно еще и хорошее рабочее место. Если для резьбы вы приспособили столярный верстак, это замечательно. Если такого верстака нет, можно приспособить массивный деревянный табурет, лавку или большой деревянный чурбак. Поверхность рабочего стола не должна быть низкой, чтобы не сутулиться при работе, или высокой, из-за чего слишком быстро будут уставать руки. Необходимо позаботиться об освещении. Свет должен падать с левой стороны, чтобы тень от резца не мешала вам видеть орнамент или рельеф изделия, и не должен слепить при работе. Желательно среднее, мягкое и рассеянное освещение, которое не будет напрягать глаза и даст возможность увидеть игру светотеней на рисунке.

Категория: Мои статьи | Добавил: Aleksmaster (13.01.2013) | Автор: Алексей
Просмотров: 2044 | Рейтинг: 2.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]